Бизнес выступил против включения готовых завтраков, отрубей и смесей для мучных изделий в государственную систему (ФГИС) «Зерно»
Торговля готова снять с полок зерновые продукты для завтраков, отруби, смеси для мучных изделий, рассказал источник в одной из крупнейших компаний на рынке. Дело в том, что Минсельхоз настаивает: розничная и оптовая торговля должны подключиться к федеральной государственной информационной системе «Зерно». Уже в этом году могут появиться санкции для тех, кто отказывается это делать, полагают в отрасли.
ФГИС «Зерно» создали по инициативе регуляторов, чтобы отслеживать в РФ поставки зерна и продуктов его переработки, напомнил «Известиям» глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Власти хотели отслеживать экспорт этой продукции и ее передвижение между регионами, а также оценивать вклад каждой области в производство зерна, отметил глава Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. Система функционирует с июля 2021 года, отчеты предоставляют изготовители, экспортеры и импортеры продукции.
Но теперь власти намерены контролировать оборот готовой продукции из зерна: отруби, готовые завтраки и смеси для мучных изделий, отметил источник «Известий» в торговле. По его словам, это может привести к затратам в миллиарды рублей, рознице будет проще и выгоднее убрать категорию этих товаров из магазинов, чем подключиться к системе прослеживаемости.
Тем более ритейл уже включен в ряд систем, позволяющих отслеживать основные товары, например это ФГИС «Меркурий», напомнил собеседник. Эта госсистема контролирует мясомолочные и другие товары животного происхождения. Кроме того, розница работает с маркировкой, которая актуальна для молочной продукции, воды, табака и так далее.
— На наш взгляд, в работу ФГИС «Зерно» должны быть включены только производители, переработчики и экспортеры зерна и продукции из него, как это и планировали в изначальной редакции проекта. Включение в систему онлайн- и тем более офлайн-торговли повлечет за собой значительные издержки на интеграцию и сопровождение ее работы, — сказали «Известиям» в пресс-службе X5 Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток»).
ФГИС «Зерно» дает властям информацию о движении продукции по цепочке поставок от поля, отметил Аркадий Злочевский. При этом производители уверены, что у рынка нет потребности в такой прослеживаемости, добавил он. Например, до 2021 года власти не фиксировали в обращении фальсифицированную продукцию, а также не сталкивались с выпадением поставок. Добавление в систему торгового звена значимым образом не изменит ситуацию на рынке, уверен эксперт.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (в АКИТ входят «Яндекс. Лавка», «Яндекс. Маркет», «Азбука Вкуса», «Лента», Х5 и так далее) Артем Соколов уточнил «Известиям», что доля готовой продукции из зерна «в нашем обороте составляет менее 1,5%». Поэтому компаниям «будет проще прекратить развитие этой товарной категории, сняв ее с витрин сервисов доставки», добавил он.